- Лугнасад - Мифологические истоки - Описание праздника (на материалах Шотландии) - Ламмас - Название Лугнасад С особой радостью шотландцы встречали праздник начала уборки урожая, который приходился на 1 августа. Год у древних кельтов делился на две половины, и каждое полугодие начиналось большим праздником (Самайн - 1 ноября и Белтайн - 1 мая). Меньшие праздники открывали и четверти года - 1 февраля (Имболк) и 1 августа, так что 1 августа по кельтскому календарю, приспособленному к нуждам скотоводов, был днём начала нового сезона. Сам праздник был и скотоводческим, и земледельческим, он отмечал переход одного сезона в другой. В древних кельтских источниках при перечислении всех праздников день Лугнаса толковался как “время начала жатвы”, период, когда “земля страдает под тяжестью своих плодов”. Подобно тому, как христианская церковь приурочила праздник Иоанна Крестителя ко дню летнего солнцестояния, но название St.John's Day не повлияло на языческую основу этого праздника, так и 1 августа, несмотря на то, что это был день памяти Петра и Маккавея, не был подчинён церковному влиянию. И его языческие ритуалы оставались неизменными на протяжении многих веков. Главные черты праздника были следующие: торжественное начало жатвы или другого вида уборочных работ, обрядовое вкушение плодов первого урожая, в котором должны были принимать участие все члены общины; собрание и пиршество на вершине высокой горы; жертвоприношения первых плодов урожая некоему божеству на вершине горы. Это традиционное временем общинных сборищ, ярмарок, состязаний и воссоединения с отдаленной семьей и друзьями. По крайней мере у ирландцев и шотландцев в это время устраивали «соединение рук» - пробные браки, которые длятся год и день, с последующими расторжением перед следующим годом либо формализацией пробного брака как постоянного. Праздник, соответствующий Лугнасаду, возможно, наблюдался у галлов уже по крайней мере до первого века. Ранний кландарь континентальных кельтов был основан на лунных, солнечных, и растительных циклах, поэтому фактические календарные даты тех времён, вероятно, отличались от современных. Мифологические истоки День 1 августа имеет много названий, но наиболее распространённое среди них Лугнаса (Lughnasa), которое переводится как ”сборище Луга” или “свадьба Луга”. Луг - один из богов кельтского пантеона, покровитель земледелия и многих ремёсел. Кельты называли его “длиннорукий” и “многоискусный”. Сохранилась древняя легенда о происхождении этого праздника: его будто бы установил Луг как погребальный пир и игры в честь своей приёмной матери и кормилицы богини Таилтине после её смерти. Образ этой богини связывают с землёй, плодородием, ведь её имя Tailtin от слова talam - земля. Таилтина (Таилтиу) умерла от истощения после того, как расчистила равнины Ирландии длля земледелия. Считается, что впервые такая встреча Áenach Tailteann была устроена на месте современного Телтауна, расположенного между Наваном и Келлсом (Ирландия). Описание праздника (на материалах Шотландии) Срезание первого урожаия 1 августа вся семья выходила в поле в праздничных нарядах, и глава семьи с соответствующими церемониями срезал первые колосья хлеба. На Гебридских островах жнец поднимал первый сноп над собой и трижды обводил им вокруг своей головы, а все стоявшие около него члены семьи пели в это время специальную песню, в которой просили бога благословить новый урожай и предохранить его от всякого зла. Зерно первого снопа быстро обмолачиали, перемалывали в муку на ручной мельнице, из муки на овечьей шкуре замешивали тесто и пекли лепешки для каждого члена семьи. Смысл обычая поедать первые плоды состоял в том, чтобы заручиться благосклонностью духа или божества растительности, чтобы получить возможность без всякого вреда для себя есть плоды нового урожая. Первому вкушению хлеба из нового урожая придавалось большое значение: участие в такой трапезе должна была принимать вся семья, и этот ритуал, по поверью, предотвращал голод, недостаток в пище в течение всего года. Праздник в горах Самая характерная черта праздника 1 августа у шотландцев - сборища на вершинах гор всей или даже нескольких сельских общин. Высоко в горах приносились жертвы, а затем устраивались игры, различные состязания, танцы. В качестве подношения некоему божеству с торжественными церемониями зарывали в землю десятую часть собранного в этот день зерна и часть приготовленного для общей трапезы кушания. Собранные колосья зарывались не возле земельных участков с созревшим урожаем, а на вершине горы, на которую иногда приходилось взбираться несколько часов. Возможно этот обычай древних кельтов был связан с легендой о том, что приёмная мать Луга, богиня Таилтине, была погребена на высоком холме и Луг повелел устраивать на вершине его ежегодный праздник. Лугнасад у скотоводов Важное значение имел день 1 августа для скотоводов. В Хайленде (горной Шотландии) женщины обычно раздавали всем, кто был на летних пастбищах, небольшие сыры из творога - на счастье. Такие сыры и масло специально приготовлялись для празднования этого дня. Накануне 1 августа совершались магические действия над скотом, чтобы уберечь его от всяких напастей. Особенно заботились о коровах: мазали смолой хвосты и уши, привязывали к хвостам красные и синие нитки, произносили магические заклинания над выменем. По очень старому обычаю в этот день старались искупать скот в море или реке. Черника Служители церкви старались искоренить обычай собираться на вершинах гор; преследование лиц, исполнявших этот обычай, особенно усилилось после Реформации в Шотландии. Но шотландцы упорно продолжали соблюдать свои старые обычаи. Когда же за их исполнение церковь стала угрожать суровой карой, люди начали подниматься в горы тайно, выходя на их склоны якобы для сбора черники (whortle-berry), ягоды которой как раз поспевали с этому дню. Так возник новый обычай - обязательный сбор черники в день Лугнаса, её ягоды стали рассматриваться как символ плодородия. Как и плоды первого урожая, в этот день каждый должен был съесть несколько черничных ягод. Больным и старикам их приносили домой. По чернике предстказывали будущий урожай; по поверьям, приготовленные из неё вино, торт укрепляли любовь. Временные браки В день первого августа, как и в другие праздники, в Шотландии было в обычае зажигать на холмах костры и танцевать вокруг них. Многие кельтские обычаи, соблюдавшиеся ещё в ХIX в., являются пережитками некогда существовавших свободных отношений между полами во время описываемого праздника. На Оркнейских островах существовал обычай, согласно которому молодые парни и девушки из простонародья образовывали пары на время, пока длилась ярмарка, и в течение этого времени назывались братьями и сёстрами Lammas (урожая). Этот обычай продолжал бытовать и позднее. В 1900 г.один местный краевед сообщал о нём с Оркнейских островов: ”Титул брат и сестра Лэммеса не совсем ещё вышел из употребления, точно так же как и обычай соглашения двух молодых людей быть возлюбленными во время всей ярмарки Лэммеса”. Подобные обычаи выполнялись с целью магической помощи плодородию земли, истощённой созревшим урожаем. Среди шотландцев был также распространён интересный обычай заключения временных, испытательных браков. Так, на открываемой в день праздника сбора урожая ярмарке на рыночной площади заключались временные браки путём простого “скрепления рук” (hand fasting). Такой брак продолжался 1 год и 1 день. Парни выстраивались в ряд на одной стороне насыпи, девушки - на другой, и их отцы и матери, собравшись посредине, договаривались о союзах между ними, и брак скреплялся пожатием рук молодых людей. Если же по истечении указанного срока молодые люди решали расторгнуть свой брак, то они вновь приходили на эту же площадь, становились спиной друг к другу (парень лицом к северу, девушка к югу) и расходились в разные стороны уже разведёнными, свободными вступать в новые союзы. В пограничной области между Шотландией и Англией (Border) на подобных ярмарках настолько часто заключались временные браки, что из окрестных монастырей сюда стали специально направлять монахов, чтобы они давали церковное благословение таким союзам. Иногда и зажиточные шотландцы следовали этому обычаю, чтобы быть уверенными в прочности и счастье предстоящего союза. Лугнасад и церковь После того как церкви не удалось искоренить древние обычаи кельтов в день праздника начала жатвы, она попыталась придать им религиозный характер, набросив свой церковный покров на старые народные обряды: перенесение праздников на воскресенье, благословение временных браков, освящение первых плодов и т.д. Со временем сборища на холмах стали переплетаться с христианскими обрядами, а восхождение на горы сочеталось с паломничеством к святым местам. Обычно в наиболее популярных местах сборищ строились часовни, открывались мощи святых, святые источники. Однако неоднократные попытки перенести место празднования с вершины гор к их подножию успеха не имели. Состязания Следует упомянуть также о таком обычае на юге Шотландии, как борьба двух сторон. Обычно сражающимися партиями были пастухи двух приходов. За несколько дней до праздника на двух холмах, расположенных на расстоянии примерно 2-3 км друг от друга, строили башню из земли и дёрна (высотой 4-3 метра, диаметром 3 м). День 1 августа пастухи проводили в обороне своей башни и атаках-вылазках на соседнюю. Все сражающиеся были вооружены дубинками и между ними разгорались настоящие битвы, очень шумные и грубые. Цель битвы заключалась в том, чтобы снять с верха башни флаг противника и поставить на его место свой. После окончания игры парни пожимали друг другу руки, целовались и мир полностью восстанавливался. Позднее эти летние обычаи воплотились в Highland Gatherings (Highland Games) - традиционных ежегодных фестивалях шотландских игр и музыки (Scottish Sports and Music), проводимых в центре Хайленда .Самыми известными Highland Gatherings являются те,что проводятся в г. Брейма (Braemar) и традиционно посещаются членами королевской семьи. Ламмас В англосаксонской культуре Лугнасаду соответствует праздник Ламмас (1 августа). День Ламмас (день хлебных караваев) - праздник первой уборки пшеницы в году. В этот день это было принято приносить в церковь хлеб, сделанный из нового урожая. Во многих частях Англии арендаторы были обязаны представить недавно собранную пшеницу своим лэндлордам в первый день августа или в день накануне. В Англосаксонской Хронике, где Ламмас регулярно упоминается, его называют "праздником первых плодов". Благословение новых плодов ежегодно совершалось в Восточной и Западной Церквях первого либо шестого августа. В Сакраментарии папы Грегори I (умер в 604 г.) обозначено шестое. В средневековье этот праздник был известен как «Gule августа», но значение слова «gule» неизвестно. Существует предположение, что это может быть уэльское название 1 августа (Anglicisation Gŵyl Awst), которое означает "августовский праздник", но это мнение не бесспорно. Если оно верно, то указывает на дохристианское происхождение Ламмаса среди англосаксов и связь с гэльским праздником Лугнасад. Слово «Gule» мог также произойти из «Geohhol» (староанглийская форма слова «Йоль»), и таким образом день Ламмас был «августовским Йолем». Название В староирландском название праздинка записывалось как Лугнаса (Lughnasa), Лугнасад (Lughnasad) или Лугнассад (Lughnassadh). В современном ирландском месяц август называется Лунаса (Lúnasa) и сам праздник зовётся Ла Лунаса (Lá Lúnasa) (день Лунасы). В гэльском современной Шотландии и этот праздник, и месяц называются Лунастал (Lùnastal). В уэльском этот день известен как Калан Ост (Calan Awst) (изначально латинский термин) В галльском этот праздник мог называться приблизительно *Лугунассатис (*Lugunassatis) |